Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В связи с этим одной из важнейших задач региональной социальной политики становится создание системы раннего выявления и комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Правильно организованная ранняя коррекция нарушений здоровья способна предупредить появление вторичных нарушений, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка. При этом необходимым условием успешной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающей деятельности. Не менее важными условиями эффективности являются: межведомственное взаимодействие, наличие единых стандартов и моделей оказания ранней помощи, менеджмент и наличие профессиональных компетенций специалистов служб ранней помощи. Таким образом, применение данной технологии становится актуальной.
Цель: минимизация отклонений в состоянии здоровья детей раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.
Задачи:
1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.
Целевая группа:
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной
степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.
2. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за такими детьми.
Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному
развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка
выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста семи-восьми лет.
Механизм реализации
Этапы организации ранней помощи:
1-й этап. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи:
1.1. Выявление и информирование семей с детьми раннего возраста, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр.
1.2. Первичный прием, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в услугах отделения раннего вмешательства, а также для определения объема и перечня основных услуг ранней помощи, по итогу которого принимается решение
о включении семьи в программу помощи либо о получении консультативной помощи.
1.3. Включение в программу ранней помощи.
2-й этап. Создание и реализация программы ранней помощи:
2.1. Междисциплинарная оценка развития. Для проведения междисциплинарной оценки развития используются диагностические инструменты и методы, направленные на
выявление основных проблем ребенка: KID и RCDI, наблюдение, интервьюирование, а также данные амбулаторной карты.
2.2. Междисциплинарный консилиум. Каждый специалист представляет свои диагностические результаты, которые позволяют выделить основные направления помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности.
2.3. Разработка и реализация индивидуальной программы помощи семье. Программа составляется на основе результатов проведенной углубленной оценки ведущим специалистом, который определен междисциплинарной командой, совместно с родителями с учетом приоритетов, установок и возможностей семьи, совместно с другими
специалистами команды.
3-й этап. Переход ребенка в другие программы/учреждения.
На данном этапе происходит подбор учреждения, взаимодействие специалистов ОРВ и специалистов медицинских, образовательных, социальных, досуговых учреждений в период адаптации. По окончании индивидуальной программы специалисты службы
переводят ребенка и семьи в другие структуры.
Методические материалы (методические издания, информационные
брошюры и буклеты) по вопросам социального обслуживания граждан и организации долговременного ухода за нуждающимися (подготовлены КГКУ “РМЦ”)
Методический материал и буклеты