У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики. Такие двигательные нарушения, как частичные параличи, парезы, являются следствием поражением центральной нервной системы. Их можно квалифицировать как первичные дефекты. Имеются и другие дефекты двигательной сферы, в основе которых нет органических поражений. Вторичные дефекты – следствие образа жизни детей, так как многие малыши апатичны, неловки, малоподвижны. Такие дети не умеют бегать, прыгать, направленно бросать мяч. Предметы сами по себе, как правило, их не привлекают и не вызывают желания взять какой-либо из них в руки или поиграть, поэтому для занятий нужны яркие, красочные предметы, заводные игрушки. Вы скорее заинтересуете ребёнка игрушкой, если возьмёте на себя роль полноценного участника ситуации.
Для усвоения малышом элементарных движений необходимы многократные повторения, сочетающиеся с показом. Научите ребенка вставать, держась за какую-либо опору, покажите, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Особые трудности у ребенка вызывают подъём и спуск с лестницы. Начните с того, что, переставляя ноги малыша, научите его переступать со ступеньки на ступеньку. Затем объясните назначение перил.
Для соблюдения равновесия научите ребенка ходить между натянутыми веревками, по «коридору» между ступеньками и т. п.
Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами. Одно из таких действий, обязательных для освоения, – хватание, развитие которого осуществляется по мере упрочения движений, а так же закрепления умения держать предметы.
Прежде всего, научите малыша захвату предметов, отличающихся друг от друга по форме, величине, весу. Пусть он упражняется в перекладывании их с одного места на другое, в катании мяча от себя к вам и обратно, переносе игрушек на определенное расстояние и др. Научите его брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Предметы должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребенка выделять свойства предметов (твёрдый и мягкий, гладкий и шероховатый), держать их в обеих руках, в одной, перекладывать из одной руки в другую.
Когда ребенок станет старше, его деятельность должна приобрести практический характер. Научите его пользоваться ключом, открывать двери с различными ручками, включать и выключать бытовые приборы и др.
Научите малыша пространственной ориентировке в квартире, во дворе и т.д. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ(пол). Для развития ориентировочных реакций выполните специальные игровые упражнения. Например, вы показываете окружающие предметы, и, если объект находиться вверху, малыш поднимает руки, если внизу- старается присесть.
Учите малыша наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что его окружает.
Упражнения для развития движений и пространственной ориентировки
Структура занятий:
1.Вступление. Занимаетесь ли дома? Как?
Заниматься нужно утром, проветрить помещение, сделать массаж. Для детей с ДЦП упражнение на расслабление на мяче.
Занятие состоит из вводной, основной и заключительной части. Занятия проводятся в игровой форме.
2. Упражнения для развития движений и пространственной ориентировки в вводной части.
«Поезд»
Предлагайте своему малышу: «Давай я буду паровозиком, а ты вагончиком. Вставай за мной. Затем начинаем медленно двигаться по комнате, и читаем стихотворение»:
Вот поезд наш едет, колёса стучат.
А в поезде этом ребята сидят Ту- Ту!
Читаем несколько раз. Постепенно темп стихотворения и движения поезда ускоряем.
«Найди игрушку»
Мы делаем извилистую или прямую дорожку с препятствиями. В конце дорожки ложем игрушку и накрываем её платком. И читаем стихотворение:
Там, в конце дорожки,
Посмотри-ка дом.
Кто же мой хороший,
Проживает в нём?
Может, это кошка?
Может, это мышка?
Может, непоседа?
Мишка-шалунишка?
Показываем, как пройти по дорожке. Ребёнок проходит, и под платком находит игрушку и называет её. Каждый раз взрослый прячет новую игрушку.
«Пятки-носочки»
Предлагаем детям встать в круг.
«У меня есть колокольчик и бубен. Когда я буду звенеть колокольчик, мы пойдём на носочках, вот так. А когда я буду стучать в бубен, мы пойдём на пяточках. Когда колокольчик и бубен будут молчать, мы пойдём обычным шагом. Слушайте внимательно и смотрите, как я иду».
Раздаём детям коврики.
« Давайте вы будете зверюшками. Кто кем хочет быть? А теперь вы выберите себе свой домик»
Когда звучит музыка, зверюшки выбегают и начинают танцевать, прыгать, играть. Когда музыка стихает, все возвращаются в свои домики.
Вот такие упражнения вы можете использовать во вводной части своего занятия с ребёнком.