Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В.А. Сухомлинский
Моторное развитие есть овладение новыми движениями. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:
I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации
II фаза — коррекция, утончения и дифференцирование, тонкая координация движения
III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.
В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушение координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу больше трудности.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики рук не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.
Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект — блокировку, т.е. действие не будут иметь результата.
Игры-тесты позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.
«Пальчик с носиком здороваются».
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа;
б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
«Нарисуй пальцами кружочки».
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия — «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с “приветствием” — это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот и т.п.
Развитие мелкой моторики в быту
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым
- Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.
- Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, что бы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)
- Помогать перебирать крупу.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Собирать ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья. Объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание.
- Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки и т.п.
Упражнения, способствующие развитию моторики рук:
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
- Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
- Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
- Вырезание ножницами, аппликация.
- Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
- Лепка.
Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.