Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и на сегодня чаще убегают десятилетние дети. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.
Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним – это случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или, когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.
Дети уходят, получив плохую оценку, если они случайно потеряли или разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: «А, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел». Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.
Уважаемые родители, предупреждаем, что мы всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.
Еще исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто – напросто не имеет представления.
Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.
Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.
Нет насилию над ребенком!
Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Каждый конфликт в семье – это жизненные ситуации, человеческие беды. Когда случается уход ребенка из семьи и родителям задается вопрос, что случилось, часто пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».
А когда ребенок находится, то ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня.
От адекватности наказания зависит глубина конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по улице, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой.
Поэтому, прежде чем начать «выяснять отношения», помните, что ребенок в подростковом возрасте один на ночной улице – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.
Не препятствуйте жизни ребенка в интернете
Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, но очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.
Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия.
В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно.
Держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми ваш ребенок состоит в дружбе. Этого уже достаточно, и вы будете представлять, что интересно вашему ребенку.
Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.
Не допустите второго раза
Почти всегда полиция находит детей, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.
В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.
Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.
К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа в этих ситуациях нужно решать проблему сообща.
Педагог-психолог
КГБУ СО «КЦСОН «Надежда»
Потехина М.Н.