25 октября состоялась «Родительская гостиная», посвященная актуальной проблеме детской агрессии. Мероприятие, организованное психологами КГБУ СО «КЦСОН «НАДЕЖДА».В современном мире, характеризующемся ускоренным темпом жизни, информационным перенасыщением и частыми стрессами, проблема детской агрессии приобретает все более масштабный характер. Многие родители сталкиваются с этим явлением, чувствуя растерянность и не понимая причин его возникновения. Они задаются вопросами: “Почему мой ребенок ведет себя агрессивно?”, “Что я делаю не так?”, “Как мне помочь своему сыну/дочери?”.
Психологи мероприятия начинали с определения самого понятия «агрессия». Важно понимать, что агрессия – это не просто капризы или непослушание. Это целенаправленное поведение, направленное на причинение вреда – физического или психологического. Физическая агрессия проявляется в ударах, порче вещей, нанесении телесных повреждений. Психологическая агрессия – это оскорбления, угрозы, пугание, манипуляции, издевательства, целенаправленное унижение. Жертвой агрессии может стать как человек (взрослый или ребенок), так и животное, а иногда даже неодушевлённые предметы, которые ребенок ломает или уничтожает в приступе гнева.
Последствия агрессии могут быть весьма серьезными, как для самого агрессора, так и для его жертвы. Для ребенка, проявляющего агрессию, это может быть путь к социальной изоляции, проблемам в отношениях со сверстниками и взрослыми, трудностям в обучении. Жертва агрессии испытывает физическую боль (при физической агрессии), а также глубокий эмоциональный дискомфорт: страх, чувство бессилия, тревогу, депрессию, снижение самооценки, и даже развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в тяжелых случаях. Поэтому раннее выявление и коррекция агрессивного поведения крайне важны.
В рамках «Родительской гостиной» родители прошли специальный тест, позволяющий оценить степень выраженности агрессивных черт у их детей. Этот тест включал в себя вопросы о частоте и характере проявлений агрессии, о ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение, а также о реакциях ребенка на разные ситуации.
Значительная часть мероприятия была посвящена практическим аспектам работы с детской агрессией. Психологи рассказали о различных стратегиях реагирования на проявления агрессии у детей, подчеркнув важность спокойствия, чёткости и последовательности в действиях взрослых. Были разобраны ситуации в деталях, и родители получили возможность поделиться своим опытом и задать вопросы специалистам.
Практический тренинг включал в себя ряд упражнений, направленных на снятие напряжения и развитие альтернативных способов выражения эмоций. Например, родители участвовали в упражнениях на контроль импульсивности, таких как медленное рвание бумаги, что помогло осознать связь между физическим напряжением и эмоциональным состоянием. Работа с боксёрской грушей позволила безопасно выплеснуть избыток энергии, а занятия спортом, представленные в виде динамических игр, помогли развить способность к самоконтролю и координации. Также были предложены более спокойные методы снятия стресса – например, уборка как вид терапии, и коллективное пение песен – как способ развития эмоциональной гармонии и чувства общности. Все эти методы ориентированы на развитие эмоционального интеллекта у детей и обучение альтернативным способам регуляции поведения.
Кроме того, психологи обсудили роль семейных отношений в формировании агрессивного поведения, подчеркнув важность понимания, поддержки и безусловной любви со стороны родителей. Они также коснулись темы возможного влияния стрессовых факторов в семье, в школе и в социальном окружении ребенка. Были предложены рекомендации по созданию безопасной и поддерживающей атмосферы в семье, а также адреса специализированных служб помощи семье и детям, в случае необходимости более глубокой психологической коррекции. В заключение, родители получили подробные рекомендации по работе с детской агрессией и информационные материалы для дальнейшего самообразования.