Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил Блокаду,
кто у самого порога
побывал в земном аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек.
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
(Лев Зазерский)
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. 872 дня голода, страха, потерь и безысходности. Несколько миллионов человек оказались в лапах врага. Тысячи снарядов, упавших на северную столицу. И заветные «125…». Те самые карточки на хлеб, по 125 грамм на человека в сутки. И самое страшное – тысячи детских глаз, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется.
У социального работника Дины Никоноровой находится на обслуживании замечательная женщина с непростой судьбой – Анна Павловна Токарева. Анна Павловна жительница блокадного Ленинграда. С самого раннего возраста ощутила на себе все тяготы тяжелого времени. Вспоминать те минуты, дни жизни для нее очень тяжело и больно.
Родилась Анна Павловна в 1936 году. На момент блокады маленькой девочке Ане было всего 5 лет, но каждую минуту этого времени она помнит до сих пор со слезами на глазах.
Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками наравне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.
Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.
«Если у меня осталась корочка хлеба, выбросить ее даже не приходило в голову. Мы радовались каждому кусочку хлеба, целовали его. У меня была небольшая коробочка в холодильнике для хлебушка. Я всегда оставляла по кусочку в ней, чтобы в следующий раз поесть и поделиться с моими сестрами и мамой»- вспоминает Анна Павловна.
У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Малыши, чей возраст пришелся на непрекращающиеся обстрелы и бомбежки, звуки страшной сирены.
«Мы прятались, когда слышали эти звуки. Это было очень страшно. Этот страх ни с чем не сравнить. Мы очень боялись остаться одни. Всегда, когда мама уходила на работу или долго стояла в очередях за хлебом и начинались звуки сирены мы, прятавшись, очень боялись, что мама может больше к нам не вернуться»- рассказывает Анна Павловна.
«Когда открываешь книгу о блокадном Ленинграде – это прожить заново ту жизнь, в которой мы оказались. Страшно. Но мы всегда жили и знали, что наступит, обязательно светлое время. Просто досталась нам такая доля непростая. Это время очень закалило нас. Несмотря на то что мы были детьми, мы помним все до мелочей.»
«Тяжело было и учиться, и работать, и просто существовать. В школах преподавали только самые важные предметы. Учителя старались нас отвлекать, многое рассказывать, чем-то с нами заниматься, только чтобы мы не думали о плохом и не боялись жить. Писать мы не могли, уроки все велись в устной форме»- говорит Анна Павловна.
Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские руки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.
«Освобождения мы ждали каждый день, каждую минуту. И дождались. Выводили нас очень тяжело. На улицах лежали мертвые изнеможенные тела маленьких и взрослых. Мы бежали. Бежали босоногими по полю, прятались в лесу, когда наступала угроза обстрела. Все ноги в крови, исколоты. Все голодные, бежать тяжело. Наши солдаты нам помогали как могли…» – вспоминает Анна Павловна.
Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей, ребята брались за любую, даже самую сложную работу. Сотни юных героев были награждены наградами «За оборону Ленинграда».
Рубка дров, стирка бинтов, уход за ранеными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.
«Мне очень приятно, что нынешнее поколение помнит и никогда нас не забывает, но для меня вспоминать все те годы, хотя прошло много времени, очень тяжело. Каждый раз в день, освобождения Ленинграда, у меня наворачиваются на глаза слезы. Слезы за нашу семью, за детей, не увидевших детства и за взрослых, которые выжили, перенеся все тяготы того времени, никогда не показывали, как им больно и обидно, что все страдания пришлись на их долю. И, преодолев все ужасы блокады, в нас зародилась такая сила жить и побеждать, которая на протяжении всей жизни помогала и помогает справляться со всеми жизненными перипетиями. Тогда было нельзя и теперь нельзя падать духом! Вот так!» – говорит Анна Павловна.
За это ужасное и, казалось бы, нескончаемое время, погибло около миллиона людей. Но Ленинград все же смог одержать победу. Российский народ проявил стойкость и мужество. Ведь в этой битве жители блокадного Ленинграда не только пытались выжить, но и старались помочь солдатам, работали сутками на заводах, падая от усталости и голода.
Блокада Ленинграда закончилась в январе 1944 года. В этот день прозвучал торжественный салют. Изнеможенные люди так долго ждали этого дня, они не теряли надежду и верили в победу.
Жители Ленинграда, пережившие столько боли, мучений и потерь – все же не потеряли свое чувство достоинства. Мы очень гордимся долгожданной победой, низкий вам поклон наши маленькие герои!
Заметку подготовила социальный работник отделения № 1 Дина Никонорова




